Путь к остановке
20 лет понадобилось жителям микрорайона Мариненко, чтобы добиться открытия железнодорожной остановки. Локомотивом в этой борьбе стала пенсионерка Леля Францевна
Благодаря этой остановке люди смогут добираться до центра Полоцка на электричках.
Мы нашлись не сразу – из электрички, которая идет со стороны дачных поселков, вышло человек двадцать. Немало, учитывая, что открыли остановку только вчера.

Скоро пассажиров будет еще больше, и не только дачников. Мост, который объединяет микрорайон Мариненко с центром, закроют на ремонт. А именно по этому мосту ходят все городские автобусы. Благодаря этой остановке горожане смогут добираться до центра города на электричках.

Люди идут мимо нас – к переходу через железнодорожные пути. И не знают, что и переход, и остановка появились здесь только благодаря одному из этих пассажиров – маленькой женщине с рюкзаком за плечами и двумя тяжелыми сумками на тележке.

Район Мариненко находится на окраине Полоцка. Дальше – деревни и дачи. Мимо проходит железная дорога, по которой ходят электрички. Но ни одна из них до вчерашнего дня здесь не останавливалась.

Добраться до дач людям без машины было непросто. Приходилось ехать в центр на автобусе, потом на вокзале садиться в электричку, которая мимо этого же района ехала дальше – к ближайшей деревне и дачному поселку. Дорога до дачи вместо получаса растягивалась до двух-трех, и цена вырастала почти в три раза.
Приехать с дачи еще сложнее: ты нагружен продуктами. Тяжелые сумки таскать по автобусам сложно.

– А в час пик с ними в транспорт вообще не войдешь. Приходилось пропускать по два-три автобуса, чтобы до дома доехать.

Для жителей района решение проблемы лежало на поверхности – сделать железнодорожную остановку. Впервые о ней заговорили в 1998 году, когда еще молодой микрорайон стал активно наполняться людьми, среди которых было много пожилых. Власти города тогда сказали "да". Но потом передумали.
Многих, кому нужна была эта остановка, больше нет.
Люди писали письма, ходили на прием к администрации. В 2008 году дело снова сдвинулось с мертвой точки: был сделан проект остановки и выделили средства на ее строительство. Но опять все заглохло.

В 2014 году решать эту проблему взялась пенсионерка Леля Францевна.
Хроники Мариненко
Как развивались события
2014
Остановка 1
Полоцкий райисполком
Леля Францевна составила письмо, собрала подписи и пошла на прием к председателю Полоцкого райисполкома.

Было страшно, ее всю колотило от волнения. Но встреча прошла ровно. Председатель райисполкома согласился, что остановка нужна. Пообещал помочь, чем может. И даже поддержал морально.

– Он сказал: "Добивайтесь, не останавливайтесь". И хоть делом в итоге не помог, эти слова вдохновляли меня все пять лет.

К жителям в район приехала делегация представителей власти, долго разговаривали. Вскоре остановка случилась. Только не настоящая, а метафорическая. Из райисполкома пришел ответ, что в области денег на этот проект нет.
Остановка 2
Витебский облисполком
Леля Францевна собрала команду и снова стала собирать подписи. Теперь письмо пошло в Витебский облисполком. Ответ пришел примерно такой же – деньги нужны на строительство школ и детских садов, тут уж не до остановки.
Остановка 3
Депутат
Леля Францевна решила пойти к депутату Палаты представителей, которая представляет в Минске полочан.

Бросила клич по знакомым, несколько дней провела у входа в самый крупный торговый центр в районе. Насобирали 300 подписей, составили новое письмо. С ним пенсионерка и отправилась на прием к депутату.

Депутат запрос приняла. И отправила письмо в Витебскую область. Реакция была уже знакомой: снова – встреча жителей района с властями, представителями железной дороги, депутатом.

- Собрать людей тоже было непросто. Обычно власти приезжали в разгар рабочего дня, люди просто не могли прийти. А летом еще и почти все пенсионеры были на дачах. Но мы находили, организовывали.

Итог – уже знакомый. Жители получили ответ – нет денег. Круг замкнулся – "приехали".
Письма писала не только Леля Францевна: она постоянно находила заинтересованных людей в районе, с адресов которых уходили новые обращения.

– Важно было дать понять, что эта остановка нужна всему району, а не каким-то отдельным людям.

За первый год год борьбы на руках у женщины накопилось больше десяти обращений в вышестоящие инстанции и столько же отказов.

2015
Остановка 4
Администрация Президента
Леля Францевна обратилась в Администрацию Президента.

– Было бы неправильно делать это раньше. Мы прошли все этапы: район — область — республика. Не помогло. Значит, надо выше.

Новое письмо, снова подписи. Из Администрации полетел запрос в Министерство транспорта.
Остановка 5
Министерство транспорта
Леля Францевна узнала об этом запросе и решила дополнить сведения. Отправила в Минтранс копии всех писем, написанных за прошлый год жителями района, собрала новые подписи, написала новое письмо.

Но ответ получила тот же — "у вас в районе хватает автобусов, да и денег нет".
2016-2017
Иногда опускались руки. Но Леля Францевна не поддавалась унынию – подбадривала себя сама.
Остановка 6
Всебелорусское собрание
22-23 июня 2016 года проходило пятое Всебелорусское собрание. Все эти дни Леля Францевна и группа активистов сидели на телефонах и пытались дозвониться на горячую линию, чтобы озвучить свой вопрос и там.

Дозвонился только один из них – брат Лели Францевны, который живет в Минске. Его вопрос приняли, обработали, через какое-то время пришел ответ. Ничего нового в нем не было.
Знакомые остановки или ходьба по кругу
Но борьба продолжалась. Леля Францевна координировала всю работу: собирала подписи, писала письма или помогала писать остальным; придумывала новые ходы.

Почти каждый месяц-два от них уходило письмо в райисполком, облисполком и Администрацию Президента. Потом, как правило, в район приезжали представители власти, на встречу с которыми Леля Францевна собирала людей.

– Я была на пенсии. Дети и внуки в другом городе. Конечно, если бы я работала, я бы не смогла все это сделать — у меня бы просто не хватило времени.

Пришлось даже осваивать компьютер.

Неправильно писать письма от руки. Мы ходили в местную библиотеку, там набирали все тексты. За пять лет, наверное, надоели уже работникам.

Отправлять электронные письма помогала молодежь.
Все эти пять лет каждые месяц-два из нашего района уходили письма в райисполком, облисполком и Администрацию Президента. Получили отказ – пишем следующее письмо. Вот так по кругу и писали.

Леля Францевна
пенсионерка
2018
Первая маленькая победа случилась именно тогда – здесь построили переход.
Железнодорожные пути разделяют район на две части. В одной – основная инфраструктура: школа, детские сады, магазины. В другой – гаражи и много домов. Перейти из одной части в другую можно было двумя способами. Первый — короткий – по тропинке и через пути. Второй –длинный – в 600 метрах от этой тропинки дойти до моста, подняться по ступенькам и перейти.

Люди выбирали легкий путь. Тем более что маме с коляской, велосипедисту или пенсионеру с тяжелыми сумками по высоким ступенькам на мост просто не подняться.

Но это нарушение правил.
Милиционеры об этом знали и частенько стояли там – штрафовали нарушителей.
Когда Леля Францевна рассказывает про строительство перехода, в ее голосе впервые звучит волнение.

Представьте, я на даче, звонок. "С вами говорит помощник Президента Александр Григорьевич Позняк. Я хочу завтра с вами встретиться по поводу остановки". Как это я не растерялась и тут же сказала, что встречаться будем не со мной, а с людьми.

За ночь Леля Францевна обзвонила всех, кого смогла, собрала людей. Сама примчалась в город на первой электричке. В 9 утра встретила у подъезда делегацию, в составе которой были помощник президента, депутат и другие представителей власти. А потом отвела их к остальным.

Тогда нам удалось хоть как-то донести свою позицию.

Власти согласились, что переход здесь нужен, незачем людям рисковать жизнями. Но в остановке снова отказали. Теперь к аргументу "нет денег" добавился еще один — запланирован ремонт большого моста, который связывает две части города. Вот на него уйдут все деньги.
Но Леля Францевна привыкла идти до конца. Еще в школе она могла всю ночь биться над сложной задачей по математике, пока не решит.

Упорство помогло и в карьере. Первая запись в трудовой – уборщица. Не поступила сразу после школы, пошла работать на хлебозавод.

А в конце концов поступила и быстро доросла до технолога, потом – до мастера. Так до пенсии и была на руководящих постах.

Работу вспоминает с любовью. Хоть и не отрицает: чтобы работать на этом предприятии, нужно быть сильным. Эта сила с возрастом никуда не делась. И помогла двигаться дальше в истории с остановкой.

– А еще важно, что я была не одна. Со мной были люди, они помогали. Только вместе можно чего-то добиться.
Остановка "Мариненко" – последнее письмо
Итак, Лелю Францевну отказались принять в Администрации Президента.

– Ладно, опять пишем письмо. Параллельно начали искать пути, как попасть на прием к Президенту. Стали думать, что пора подключать СМИ. Уже даже определились, в какие программы на телевидении обратимся.

О своих планах и рассказали в этом письме. Вскоре пришел ответ — неожиданно положительный. Только вместо дорогой остановки с кафе было решено сделать новый проект – дешевой, маленькой остановки.

– А нам же больше и не надо. Все, что нам надо, — чтобы электричка остановилась здесь и постояла минутку, пока мы выйдем или войдем в нее.
Почти всю жизнь Леля Францевна работала на руководящих постах на хлебозаводе. Для такой работы нужна большая внутренняя сила. С выходом на пенсию эта сила никуда не делась.
2019
В начале года был готов проект. Строительство заняло два месяца.

Еще три месяца остановка стояла готовая – ждала всех согласований.

12 сентября первая электричка остановилась здесь.

20 лет борьбы и пять лет непрерывной работы закончились.
20 лет

жители добивались строительства остановки
2 месяца

длилось строительство остановки
2-3 часа

раньше уходило у жителей района, чтобы добраться до дач
20-30 минут

уходит на это сейчас
Леля Францевна рада, но спокойна. Говорит, главное – добились. Да, здоровье немного подорвала, но ничего – дело поправимое.

В поликлинику не ходит, хоть терапевт частенько зовет хотя бы на профосмотры. У Лели Францевны ответ один – "пусть больные туда ходят".

Сейчас она много времени проводит на даче. Там, хоть и работает, но и восстанавливается. После дачи идет на местный рынок – продавать овощи.

С первым снегом женщина встанет на лыжи. Прямо перед ее домом — школьный стадион. Там и катается в компании многих пенсионеров, как только школьники проложат лыжню.

А пока закидывает рюкзак за плечи и катит дачный урожай домой.

И кто знает, какие еще большие победы ждут ее впереди.
В следующем году начнется ремонт моста, по которому сейчас ходит весь общественный транспорт. И очевидно, что с транспортом возникнут сложности.

Железнодорожная остановка "Мариненко" снимет часть проблем и, возможно, станет одной из ключевых остановок в районе – люди на электричках смогут ездить в центр города.

Некоторые считают, что и построили ее именно поэтому.

Леля Францевна на это улыбается и говорит: "Ох, знали бы вы, почему ее построили..."
Читайте также: